Одним из факторов, влияющих на безопасность и комфорт на дороге, является освещение. В настоящее время существует много предложений, связанных с автомобильным светом. Особенную нишу здесь занимают газоразрядные лампы, больше известные как ксеноновые.
В настоящее время автопроизводители все больше уделяют внимание активной и пассивной безопасности автомобиля. Освещенности дороги посвящено так же не мало разработок, так как освещение в большой степени влияет на безопасность и комфорт на дороге. Для увеличения освещенности можно поставить более мощные галогеновые лампы, но это влечет за собой большее потребление электроэнергии, перегрев оптики, что может привести к ее тепловому повреждению. Зачем это делать, если есть более современные и принципиально новые источники света, это газоразрядные лампы, более известные как ксеноновые.
Ксеноновыми стали называть лампы потому, что в "газовый коктейль" газоразрядной лампы в основной своей части входит газ ксенон "Xe", а также другие Hg, Nal, Scl3. Автомобильная газоразрядная лампа - излучает свет посредством создания электрического разряда между электродами. HID (High Intensity Discharge) - разряд высокой интенсивности. HID-технология стала прорывом в истории автомобильной светотехники. Ксеноновые лампы стали применяться в автомобилях с 1992 года. Такие лампы не только обеспечивают лучшее освещение дороги в поле зрения водителя, но также повышают безопасность движения. Сегодня практически все крупные автопроизводители мира начинают устанавливать ксеноновые лампы, как стандартное оборудование своих автомобилей.
Безопасность.
Ксеноновый свет обеспечивает лучшую видимость для водителя, следовательно, повышает безопасность. Белый свет, излучаемый ксеноновой лампой по спектру очень близок к дневному, поэтому снижает утомляемость, и бережет Ваши глаза, увеличивает Вашу зону комфорта.
Результаты исследований показали, что свет ксеноновых ламп позволяет водителям лучше оценивать дорожную ситуацию, поскольку именно этот цвет света отражает разметку на дороге и дорожные знаки лучше, чем традиционное освещение.
На рисунке видно отличие ксеноновых ламп от галогеновых.
О ксеноновых лампах.
Ксеноновые лампы различают по:
Цветовой температуре - это условная отметка на шкале "цвета света", сопоставленная со шкалой цветовых температур Кельвина. К примеру, свет многих звезд сине-голубой, порядка 6000К, свет нашей звезды - солнца бело-желтый порядка 4000К. Наиболее применимы цветовые температуры для ламп 4300К, 5000К, 6000К, 8000К.
Яркости (светоотдаче), измеряется в Lm (люмен). 4300К (бело-желтый) соответствует 3200Lm, 5000К (белый)-2700Lm, 6000К-(голубой)-2500Lm, 8000К (фиолетовый цвет)-2000Lm. То есть, чем ниже цветовая температура, тем выше яркость, светоотдача (световой поток) лампы.
Мощности. 35Вт - в основном используются в ближнем, дальнем свете и птф. 15-21Вт - в основном взамен галогеновых ламп заднего хода.
Цоколям - существует около 20-ти типов цоколей ламп, в зависимости от марки автомобиля.
О блоках розжига для ксеноновых ламп.
Блоки розжига, также их называют балластами подразделяются на несколько видов:
1.Вид: Классический. Это один общий блок, так называемый "толстый блок".В его корпусе находятся основная интелектуальная часть и высоковольтная часть-игнитор.
2.Вид. Слимы.Блоки розжига с выносным игнитором. Более современные блоки. Эти блоки отличаются высотой примерно всего 13мм и выносным игнитором. Интелектуальная часть и высоковольтная часть разделены, и находятся не в одном корпусе, это делает блоки более надежными.
3.Вид. С обманкой. Как правило это толстые блоки, в последнее время появились и слимы со встроенной обманкой-модулем для автомобилей с CAN-шиной. Предназначены для "обмана" бортового компьютера.
Принцип работы.
Для запуска ксеноновой лампы требуется 23 000В, эту работу выполняет высоковольтный блок - игнитор, который кратковременно подает высокое напряжение на электроды лампы, что бы разжечь «газовый коктейль» внутри капсулы лампы. После этого в работу вступает блок, который преобразует 12В в более мощный вольтаж как правило 85В - это напряжение уже и потребляет лампа во время работы. Также блок формирует необходимую мощность для работы лампы в 35Вт. Чем «умнее» и современнее блок розжига тем больше долговечность и работоспособность лампы.
Экономия.
Ксеноновые лампы - экономичные, яркие и долговечные на сегодняшней день автолампы. Только HID источники способны излучать в спектральном диапазоне близком солнечному свету. Эта технология позволяет достичь высокого КПД, потребляя в два раза меньше энергии, ксеноновая лампа излучает более чем в два раза больше света. Эффективность ксеноновой лампы выше, чем у галогеновой за счет того, что в тепло у нее уходит максимум 6% энергии, остальная энергия отдается на свечение лампы, у галогеновой в тепло улетучивается 40% энергии. Стандартная ксеноновая лампа потребляет 35Вт, галогеновая в среднем 55Вт. Соответственно экономя энергию, экономите топливо. Срок службы качественной ксеноновой лампы в среднем составляет от 2000 часов, у галогеновой - максимум 500. То есть потратившись один раз на комплект ксенона Вы забудете о более частых покупках галогеновых ламп.
Установка.
Устанавливаются ксеноновые лампы с блоками розжига в автомобиль без переделки штатной проводки и фар. Сначала выбирается место для установки блок розжига. Лучший вариант, это место с плоской поверхностью, защищенное от попадания грязи, влаги и менее подверженное тепловому нагреву. После этого галогеновая лампа заменяется на ксеноновую, соединяется проводкой с блоком розжига. После установки желательно произвести настройку светового пучка на специализированном оборудовании.